«Служить бы рад, прислуживаться тошно!». Помните эту сочную грибоедовскую фразу. Речь сейчас идет не о профессиональных обязанностях, а об обычной помощи ближнему. Как часто мы задумываемся об этом? Иногда, мы просто помогаем знакомым, не осознавая этого. Иногда, наоборот, сознательно, желая получить за это какую-либо оплату. Будь то материальное вознаграждение, благодарность или благосклонность. А вот теперь ответьте на простой вопрос, только искренне, самому себе ответьте, в каком случае Вы ощущаете большее удовлетворение? Конечно, в первом. И это потому, что в первом случае Вы сделали услугу, а во втором – прислуживались.
Впрочем, в современном мире, грани между этими понятиями стерлись, и мы не всегда отдаем себе отчет в том, что мы делаем: помогаем, оказываем услугу или делаем одолжение. Нередко и мы сами становимся жертвами подобных заблуждений, встречая на улицах молодых людей, реализующих абсолютно ненужную нам продукцию с таким искусством и настойчивостью, что по неволе начинаешь задумываться: «И как я жил без этой щетки от ворса, электрорасчески и одноразового будильника раньше?». Впрочем, не станем обижаться на ребят – работа у них такая.
А если это делает Ваш друг или хороший знакомый? Сколько надежных и крепких, проверенных годами дружеских взаимоотношений распалось по причине «бизнес-заинтересованности» одной из сторон. Иногда мы сами, того не замечая, пытаемся использовать дружбу для собственной выгоды, забывая, что дружба бескорыстна. Горько порой слышать слова: «Я уважаю этого человека, потому что он может сделать…». Мы, в данном случае уже ожидаем услугу от него, готовя «благодарность» за это. Услуга перестает быть подарком, услуга становится частью «сферы услуг».
Очень хорошо, когда правило «услуга за услугу» постепенно перерастет в надежные партнерские отношения и, пережив время, утратит свое первичное качество. Если Вы действительно этого хотите добиться, на определенном этапе взаимоотношений прекратите использовать это правило.
Однако, давайте вернемся в реальное время и все-таки попробуем ответить на вопрос: «Что делать в том случае, когда в моих услугах не нуждаются? Ведь я вижу, что кто-то выполняет ту или иную работу значительно хуже меня, но мои услуги работодателям не нужны…». Актуальная проблема для многих талантливых, но невостребованных людей. Дейл Карнеги примерами из жизни демонстрирует множество способов привлечь внимание к своим возможностям, главное верить в них и постоянно повышать свое мастерство. Карнеги рекомендует найти те черты характера потенциального партнера (именно, партнера, а не клиента), которые помогут сблизить вас. Ведь практически любой человек, помимо профессии, имеет какие-нибудь иные увлечения и привязанности. Ищите эти самые «точки соприкосновения». Но ни в коем случае не навязывайтесь, иначе вместо партнера вы получите замкнутого, закрытого человека.
Никогда, оказав ту или иную услугу, не напоминайте об этом своему партнеру с целью получить еще один заказ. Хорошо выполненная работа – залог того, что партнер обратится следующий раз именно к вам. В данном случае, если вы боитесь потерять партнера, постарайтесь свои взаимоотношения перевести на более высокий уровень. Что для этого нужно? Еще раз перечитайте предыдущий абзац.
Поговорим о материальной, а вернее профессиональной стороне этого вопроса. Впрочем, современный мир придумал для этого юридический путь его решения. Для этого существуют договоры, расписки и иные документы, в которых оговариваются условия выполнения услуги и ее последующей оплаты. Причем юридические аспекты услуга принимает даже среди людей связанных дружескими взаимоотношениями. Хорошо это или плохо – время покажет, но кануло в Лету знаменитое «купеческое слово», да и просто «честное слово» вместе с ним. Как поступать в случае, если стороны связаны подобными документами? Как правило, в них указываются дата, условия расторжения договора и дата оплаты. Вот об этой самой дате и стоит поговорить.
Не беспокойте партнера по вопросу оплаты до истечения срока, а вот после…. Тут опять зависит от условий, в которых находятся оба партнера и степени взаимоотношений между ними. Вполне возможно, и это часто бывает, обстоятельства не идут навстречу плательщику. Если это не в первый раз, наверное, стоит проявить настойчивость, даже если это будет стоить дружбы. Ведь дружба понятие обоюдное. Если же ранее подобных ситуаций не возникало, и обстоятельства позволяют Вам подождать, идите навстречу, надежный партнер – большая редкость. Впрочем, решайте сами – закон в обоих случаях на Вашей стороне.
Очень часто наши руководители, превышая свои служебные полномочия, требуют от нас выполнения профессиональных услуг, не входящих в сферу наших должностных обязанностей. У Вас есть два пути. Первый – наиболее правильный, но не совсем приятный – мягко сказать «нет». Вы будете правы, при условии, что безукоризненно выполняете свою работу. Естественно, отношение шефа к Вам изменится. Второй – наиболее распространенный, порожденный образом нашей жизни – сказать «да» и выполнить, потеряв личное время и деньги. Обычно так поступают люди, чье отношение к обязанностям поверхностно и у них есть пробелы в работе.
Поговорим об отношениях людей, между которыми нет услуг. Разве такое бывает? Постоянно. Вы когда-нибудь оказывали услуги своим родителям или детям? Бабушка готовит еду на всю семью, бабушка воспитывает внуков, бабушка всех обстирывает и обглаживает и даже подкидывает денег до зарплаты… И вдруг, бабушка заявляет: «Я устала, хочется, наконец, посмотреть мир. Просто отдохнуть!». Представьте глаза остальных членов семьи, а ведь человек захотел несколько недель пожить для себя. Обычно молодые начинают отговаривать, шантажируя возрастом, болезнями, но забывают о главном, что те услуги, которые оказывает бабушка, вовсе не услуги, а любовь, основанная на самоотречении. Скажите ей «Спасибо» и дайте отдохнуть. И речь не только о бабушках. Мужья, привыкшие к «бесплатному обслуживанию на дому» женами, практически ставшими бабушками. Старшие братья и сестры, которые уже стали мамами и папами для младших детей в семье… Ими тоже движет любовь, которую очень легко перевести в «сферу услуг», назвав это «долгом», «обязанностью», «помощью» и «семейным воспитанием». Любите своих близких, и они ответят Вам вниманием и заботой. Просто так!
Герой из кинофильма «Выйти замуж за капитана» на просьбу озвучить свое жизненное кредо, отвечает: «Честно служи, ни о чем не тужи!». Служите людям советами, поступками, улыбками, добрым словом. Всегда стремитесь протянуть руку помощи, ничего не прося за это. Вы увидите, что бескорыстие всегда вернется в трудную минуту.
Алексей и Татьяна ГРУКАЛЕНКО
- Внешность, одежда
- Цветочный этикет: как выбрать букет для невесты?
- Первое свидание по правилам этикета
- Правила знакомства и представления
- Искусство вести беседу
- Официальный этикет
- Телефонные разговоры
- Правила обращения
- Дарите женщинам цветы!
- Правила поведения за столом
- Бизнес-букет – скрашиваем деловые будни
- Романтический вечер в окружении роз
- Правила поведения на улице
- Идем в гости
- Праздник на рабочем месте
- Праздник для любимых
- Развлечения
- Новый год со вкусом: оформляем интерьер и подарки
- Быть галантным – это просто!
- Повседневный этикет
- Дом, семья
- Этикет любви: подарки для близких и коллег
- Мужчина и женщина
- Соблюдение этикета в танце
- Праздники любви: 14 февраля и 8 марта
- Международный этикет
- Как сделать предложение, чтобы она сказала «ДА!»
- Печальный этикет
- Цветы
- Юмор
- Услуга
- Успех
- Искусство делать подарки